Несуществующая водка стала дороже

С понедельника на территории России 0,5 литра водки не может продаваться дешевле 190 рублей — соответствующее решение приняло Министерство финансов, в чем ведении с недавнего времени находится Росалкогольрегулирование (РАР). Минимальная цена была повышена всего на 5 рублей — впрочем, скорее всего, для рынка и потребителей это решение пройдет незамеченным, поскольку на прилавках и сейчас почти невозможно найти такую дешевую водку.

Государство регулирует минимальные цены на водку с 2009 года, причем до недавнего времени этот показатель постоянно резко рос. В 2014 году минимальная цена была увеличена сначала до 199 рублей за полулитровую бутылку, а затем и до 220 рублей.

Но в феврале 2015 года после выступления Владимира Путина минимальная цена была снижена сразу на 15% рублей, до 185 рублей. Глава государства тогда заявил, что высокие цены на алкоголь приводят к увеличению потребления суррогатов.

При этом на прилавках встретить водку по такой цене практически невозможно: ее могут обеспечить либо немногочисленные региональные производители, напрямую поставляющие алкоголь в местные магазины, либо те компании, качество продукта которых можно поставить под сомнение.

Так, например, до недавнего времени самой дешевой водкой являлась продукция компании «Статус Групп» (марки «Добрый медведь», «Калина красная», «Старая марка»). Но, как написал «Коммерсантъ» в конце мая, рыночная доля компании начала снижаться после того, как ФСБ и ФНС устроили ряд проверок на производивших водку для «Статус Групп» заводах в Кабардино-Балкарии.

Вообще же продавать водку по минимальной цене практически невозможно: только НДС и акциз — это более 130 рублей, а еще маркетинговые выплаты сетям, стоимость производства напитка и упаковки, логистика и, наконец, прибыль компании. Вице-президент компании Roust («Зеленая Марка», «Русский стандарт» и т.д.) Игорь Косарев оценил реальную минимальную стоимость качественной водки с учетом всех предусмотренных законом отчислений в 230 рублей, как раз водка примерно такой стоимости (230-260 рублей) является, по данным отраслевого агентства ЦИФРРА, самой популярной среди россиян, на нее приходится до трети оборота.

При этом лидеры рынка, компании Roust, «Синергия» и Алкогольная сибирская группа (АСГ), предлагают свои напитки минимум по 280 рублей за бутылку.

На этом фоне до конца непонятно, зачем Минфин минимальную цену на водку все-таки поднял.

С одной стороны, это может быть частью кампании по давлению на производителей «левого» спирта, которые базируются, главным образом, в северокаказских республиках. Им стало сложнее управлять логистикой после введения системы «Платон», теперь наносится удар с другого фланга. Хотя пять рублей — не та цифра, которая может уничтожить этот рынок.

С другой стороны, правительство уже достаточно давно упрекают в слишком дешевой водке, что, якобы, приводит к спаиванию населения — не исключено, что таким образом дается сигнал, что вскоре можно ждать смены тренда.


Добавить комментарий